Проблемы современного украинского университета: мнение - Univer PL

Проблемы современного украинского университета: мнение

Проголосуйте!
0 / 0
«Какие же вы все тупые!» – заявил мне сгоряча один из работодателей после проваленного собеседования. И, признаться, был прав: глупость, произнесенная мной во время нашего с ним диалога, имела космический масштаб. И, что самое худшее, напрямую относилась к профильному предмету, который я изучал в университете.


Низкий уровень образованности студентов по большей части, разумеется, исходит из вполне естественной лени и безответственности, столь присущей моему поколению и возрасту. Но осмелюсь заявить, что вовсе не последнюю роль в безграмотности моих сверстников играет образовательная система, вмещающая в себе множество ошибок и бесцельных глупостей.

Почти пять лет назад университет имени Тараса Шевченко внедрил ряд нововведений, повлиявших на процесс образования в его стенах. Речь об изменениях, проведенных в рамках Болонского процесса, призванного унифицировать систему научных степеней и дипломов, приблизить нашу систему образования к европейской, с целью последующего создания единого учебного пространства. Но, как и большинство нынешних реформ, эта прошла скорей на словах и бумаге, чем на деле. Но не будем много жаловаться на вещи, которые так и не появились в учебном процессе (как, например, программа обмена студентов и преподавателей с западными университетами и аккредитация нашего), а сосредоточимся на деталях, которые Болонский процесс все же поменял.

Что больше всего повлияло непосредственно на студентов и их подход к учебному процессу, так это система оценивания, переведенная в 100-бальную шкалу. Отсюда подробней.

На протяжении семестра, студенты зарабатывают балы – численные показатели их успехов в учебе. Численные, именно численные. Уровень знаний каждого студента открыто для всех приравнивается к некоему числу, которое можно сравнить с числом соседа или со средним баллом по курсу. Весьма уместной в этом случае была бы аналогия со спортом, где физические показатели спортсмена также равняют числам: будь то дальность прыжка, или время забега. У этих двух случаев, кроме «арифметики» есть еще одна общая черта: соперничество. С тех пор, как знаниями стало возможно померяться, студенты перестают быть однокурсниками, они становятся соперниками, конкурентами. А учеба перестает быть изучением материала, она становится гонкой за балами. На семинарах чаще звучат не вопросы об излагаемом материале, а о «разбаловке» задач на модульной контрольной. Иными словами: меняется мотивация студентов, меняется цель их учебы: отныне они не изучают науку, они зарабатывают балы. И уверяю вас, это совершенно разные вещи.

Студент, готовящийся к устному экзамену, будет изучать материал до той степени понимания, при которой он сможет проявить свои знания в ходе диалога с много более сведущим в предмете преподавателем. И, слава Богу, хоть эти устные экзамены пока не отменили – это бы лишило нашу так непросто сложившуюся постсоветскую систему образования её самых явных преимуществ.

Студент же, зарабатывающий балы, выучит материал до уровня, достаточного для написания модульной контрольной, и не более. И вот теперь пару слов об этих самых контрольных и особенностях системы выставления баллов в течении семестра в целом. Сразу стоит отметить, что «система» эта носит характер весьма бессистемный. Каждый преподаватель придумывает себе свой собственный набор оценочных критериев. И если один, к примеру, ставит баллы за пассивное посещение пар и реферат, то другой ставит баллы исключительно за домашние работы, задаваемые в течение семестра. Третий и вовсе 100-бальную систему игнорирует и выставляет студентам окончательные оценки исключительно на экзамене. Кстати, столь заметное различие подходов преподавателей к пониманию Болонской системы уже само по себе говорит о ее несостоятельности. Также это наводит на мысль о полном отсутствии контроля над работой преподавательского состава, – а плохо это или хорошо, судите сами.

Но чаще всего балы ставятся за посещения, ответы на семинарах и контрольные работы. Ответы на семинарах являют собой чтение вслух перед аудиторией подготовленного (читайте «скачанного из Википедии») доклада. Контрольные списываются, а пассивное посещение пар проходит за игрой в «Angry Birds» на телефоне. В конечном итоге, образование со стороны студента становится чередой попыток подстроиться под определенную (и всегда новую) систему оценивания и таким образом получить свои заветные баллы.

Да, и есть еще одна деталь, которую, как грязь с улицы, внесла стобалльная шкала. Это – личные отношения между студентами. Если раньше соперничество сказывалось только в день экзамена и забывалось в ближайшие выходные, то теперь под напряжением животной конкуренции студенты находятся весь семестр. Баллы становятся темой постоянных разговоров, зависти, сравнений. От них все больше зависит репутация, отношение к учащемуся, как к личности. Порой даже хуже: вместо того чтобы, как все нормальные студенты, плести любовные интриги, посвящать свои усилия спорту, искусству и другим великим делам, молодежь попусту тратит вдохновение и жизненные силы на споры о баллах и рейтинге. И хотелось бы сказать, что проблема лишь в людях и их природе: что мол тягу к зависти из человека и палками не выбить. Но тут и в системе дело: не стоит ей этого зверя в людях будить.

Проблема замещения великих дел мелкими подделками на сегодня является повсеместной. Но все же автор этой статьи искренно надеется, что современные студенты вместо обсуждений баллов и экзаменационных оценок своих однокурсников, найдут способности и силы посвятить себя более глубоким, вдохновляющим и достойным молодого поколения делам: самообразованию, искусству, танцам, спорту, юношеской любви или любому другому замечательному всепоглощающему рода безумию.

Автор статьи-Александр Шевченко, радиофизический факультет КНУ им. Тараса Шевченко

Джерело: //lovi-moment.com.ua

Хотите быть в курсе новостей?

Присоединяйтесь к нам в Telegram!

Полезные советы, важные новости,
скидки и анонсы событий по обучению в Польше

Приглашаем в телеграм-канал
Получить консультацию